Музыкальный развивающий урок-игра для детей

Музыкальная школа
Ноябрь 12, 2017

Прочитайте внимательно игры этого урока. Заранее поиграйте на фортепиано несколько раз примеры, которые указаны в играх. Вместе с ребенком вы должны приготовить два листа и вырезать из бархатной бумаги 18 кружочков диаметром 25—30 миллиметров. Гладкую сторону кружочков ученик раскрашивает в зеленый, синий и красный цвет, по шесть кружочков каждого цвета.

Общие указания

Хочется думать, что вы, родители, выступая в роли педагога, чувствуете себя хорошо, уверенно и с удовольствием играете «в музыку» вместе с ребенком. Давайте начнем этот урок необычно. Настал тот момент, когда вы можете спросить у ребенка, с чего бы он хотел начать этот урок, с какой игры? Что именно хотел бы показать вам? Не бойтесь такого начала и не удивляйтесь тому, что ребенок скажет. Это важный момент в воспитании детей.
Дошкольный возраст — это начало формирования личности, и вы играете в этом процессе ведущую роль. Когда вы спрашиваете у ребенка, с чего он хочет начать урок, вы узнаете очень важное о своем ученике: что ему интересно, что ему нравится, как он относится к трудностям, показывает ли он то, что хуже получается и т. д. Надо сказать, что редко встречается ребенок, который почему-либо не хочет сказать, с чего он начнет урок. В этом случае вы должны прийти ему на помощь. Обычно дети достаточно воспитаны, развиты, они могут проявить инициативу после того, как с ними поговорили. Сделайте пометки в своем дневнике и начинайте урок.

Итак, первая игра — та, которую выбрал ученик (сам или вместе с вами).

 Вторая игра

Ребенок сидит за столиком, на котором приготовлены доска и кружочки одного размера, но разные по цвету. Для этой игры понадобятся кружочки трех разных цветов. Вы просите ребенка слушать звуки и записывать их, то есть выкладывать на доске кружочки. На фоно вы играете знакомый пример: два звука на одной высоте (повторяется любая клавиша в первой октаве два раза), по длительности звуки тоже одинаковые —- две половинки. Проверьте, чтобы ученик выложил два кружочка одного цвета (любого). Похвалите его, скажите, что он хорошо слушал звуки и правильно выложил знаки. «А сейчас, — говорите вы ему, — ты узнаешь важную вещь. Как музыканты записывают звуки». Вы своей рукой проводите карандашом одну длинную линейку на доске и сами выкладываете на этой линейке два кружочка (например, зеленых) рядом. Потом возьмите два кружочка красного цвета и положите их ниже линейки, рядом, а два синих кружочка выше линейки, рядом. Подсмотрите вместе с учеником на эту запись, пусть теперь он расскажет вам, что он видит: какие лежат кружочки (одного цвета), сколько их рядом, где они выложены на линейке, ниже, выше линейки. Когда ученик все рассказал, вы снимаете эти знаки и даете их ребенку. Сейчас он сам будет выкладывать кружочки, а потом вы вместе обсудите, что записано на доске. Снимите знаки и продолжайте урок.

 Третья игра

Затем вы играете пример, где звучат два звука на разной высоте. Играть на фортепиано надо два звука, одинаковые «по имени», но на расстоянии двух октав (ДО малой и ДО второй октавы, по длительности звуки одинаковые — две половинки). Сыграв пример, вы спрашиваете: «Как, по-твоему, я сыграла одинаковые звуки, или второй звук звучал выше первого?». Ребенок отвечает: «Второй звук звучал выше».
Заметим, что нельзя спрашивать так: «Я сыграла одинаковые звуки или разные?». Вы понимаете, что ответ ребенка будет правильный, если он ответит: «Разные звуки». Но в данный момент не это вам нужно. Вам важно ввести в игру новое понятие: «выше». Продолжаем игру. Попросите ребенка записать кружочками то, что он слышит и что он сказал («второй звук выше»). Он уверенно выкладывает два кружочка разного цвета и кладет второй кружочек чуть выше первого. Обычно этот пример воспринимается всеми детьми легко. А если все же возникает у ребенка затруднение (вы видите, что он держит кружочек в руке, не кладет его), то педагог играет пример еще раз и просит ребенка сказать вслух, что он слышит. Можно еще раз спросить: «Второй звук звучал выше первого или два звука звучали одинаково?». Ребенку легче выкладывать пример, когда второй звук звучит выше первого. Поэтому начните именно с примера, о котором шла речь.Затем повторите пример, но с другими звуками по высоте (сыграйте МИ малой и МИ второй октавы), расстояние две октавы надо сохранить. Ребенок слушает и выкладывает кружочки на доске.

 Четвертая игра

Педагог опять дважды повторяет звук одной высоты. (Это нужно для того, чтобы внимание ребенка сосредоточилось, и для того, чтобы у него была возможность для сравнения этого примера с последующим.) Потом вы играете пример, где второй звук звучит ниже первого (сыграйте СОЛЬ второй и СОЛЬ малой октавы, по длительности звуки одинаковые — две половинки). Ребенок слушает и действует с кружочками. Заметим, что когда дети слышат сначала звук высокий, потом низкий, правильно выкладывают кружочки разного цвета, то есть они слышат разную высоту, но почти всегда дети, выкладывая разные по цвету кружочки, ставят их один под другим. Здесь вам надо объяснить ребенку: «Если кружочки разного цвета выложены один под другим, то это значит, что звуки нужно исполнять одновременно. Так принято у музыкантов. Чтобы играть звуки поочередно, нужно записать, выложить кружочки разного цвета один за другим, как записывают слова». Вы показываете, как следует записать этот пример на доске. Ребенок проверяет свою запись, сравнивает и исправляет, если есть в этом необходимость.

 Пятая игра

У ребенка записано на доске несколько примеров на соотношение звуков по относительной высоте. Вы просите его подойти к фортепиано с доской, на которой выложены кружочки. Пусть ребенок самостоятельно поставит доску на пюпитр и сядет за фортепиано. Скажите, что он будет сейчас играть по записи. Ребенок воспроизводит на фортепиано то, что он видит, то есть соотношение звуков по относительной высоте. Но играет он не точно так, как играли вы, и не выдерживает соотношение в две октавы и длительности по две половинки. В данный момент это не самое главное. Обратите внимание, что ребенок смотрит в свою запись, вспоминает звучание знака и играет на фортепиано. Когда он видит два кружочка одного цвета, он уверенно повторяет одну клавишу два раза. Когда ребенок видит, что кружочки разного цвета и второй выложен выше первого, он играет второй звук обязательно выше первого и т. д.

 Шестая игра

Ребенок сидит за фортепиано. Дайте ему другую доску, где нарисованы уже две длинные линейки.
Можно на старой доске прочертить еще одну линейку, расстояние между линейками должно быть обязательно такое, как размер кружочка. Предложите ученику поиграть вместе: вы будете выкладывать кружочки на доске, а он будет исполнять их на фортепиано. Заметим, что дети любят играть вместе со взрослыми.
Игра начинается. Положите на доске кружочки разного цвета сначала далеко один от другого. Потом положите кружочки совсем близко друг к другу. Попросите ученика сказать, что он видит, как лежат кружочки, далеко один от другого или рядом? В первом примере ученик правильно отвечает: «Далеко». Пусть он сыграет правой рукой на фортепиано то, что сказал. То же самое надо попросить ученика сделать во втором примере (когда кружочки разного цвета лежат рядом, близко). Во втором примере ребенок может сыграть на фортепиано клавиши подряд, а может и одну-две пропустить. Это не очень большая ошибка, но вам надо показать на фортепиано, как играть, когда знаки-кружочки записаны далеко один от другого (сыграйте, например, ДО и СОЛЬ первой октавы), и как играть, когда знаки-кружочки записаны совсем близко — рядом друг с другом (сыграйте ДО и РЕ первой октавы). Обычно эти примеры воспринимаются детьми легко, эту игру они любят и повторяют с большим удовольствием. Не забывайте, что можно поменяться ролями.

 Выводы

В предлагаемых играх дети старались сами себя контролировать, исправлять свои ошибки, и это им было нетрудно, так как для них звуки были не только слышимы, но и «видимы». Но самое главное, и это нам сейчас надо отметить, наш ученик научился читать знаки в разном расположении по высоте, он правильно их представляет на клавиатуре, играет по записи поочередно правой и левой рукой. Он внимательно и с интересом относится к тому, что видит и что играет своими пальчиками.
Мы сознательно не давали ученику задание петь — воспроизводить голосом разные по высоте звуки. Но мы можем с уверенностью сказать, что наш ребенок уже умеет различать и выражать в записи и на фортепиано отличительное свойство музыкального звука — его высоту. У ребенка созданы предпосылки для формирования и развития внутреннего слуха. Продолжается и творческое воспитание ребенка. Наш ученик шагает все дальше, он все ближе подходит к общепринятой нотной записи.